Пропуск пассажиров в аэропортах РФ доверят искусственному интеллекту

Воздушные гавани к этому готовы.

Пропуск пассажиров в аэропортах РФ доверят искусственному интеллекту

Как говорится в программе цифровой трансформации Минтранса РФ, к концу 2023 года 6% российских аэропортов должны будут использовать биометрию для идентификации пассажиров и искусственный интеллект при обработке данных «для упрощения транспортных процедур». Распознавание лиц должно также повысить удобство пассажиров и снизить расходы авиакомпаний: количество персонала можно будет сократить, а пропускная способность авиаузлов повысится.

Показатель должен достичь 15%, если у министерства получится найти дополнительное финансирование. Если перевести эти цифры в количественные показатели на основе числа аэропортов на данный момент, распознавание лиц заработает в 12 авиаузлах в базовом сценарии и в 30, если появятся дополнительные средства. На эти цели в бюджете предусмотрены 585,2 млн руб. и 3,8 млрд рублей соответственно.

По данным авиаэкспертов, системы видеоидентификации сейчас используются для обеспечения антитеррористической защищенности многих аэропортов. В частности, об этом ранее заявляли представители столичных аэропортов Шереметьево и Домодедово. Оба авиаузла начали тестирование таких систем еще в 2019-м и сейчас ведут разработку вариантов внедрения этих технологий для обслуживания пассажиров. В начале этого года биометрическую систему распознавания лиц по видеокамере начали использовать для пропуска сотрудников в аэропорту Пулково.

По данным источника РБК, сейчас переговоры о внедрении системы распознавания лиц ведут по меньшей мере пять аэропортов за пределами столичного региона, два из них будут подключены к ней в ближайшее время.

Основой для развития этого направления может стать Единая биометрическая система (ЕБС), которая работает в России с 2018 года для получения цифровых услуг. Изначально с помощью ЕБС можно было открывать счета, вклады и получать кредиты. В декабре 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон о расширении использования ЕБС. С ее помощью можно будет дистанционно заключать договоры на оказание услуг связи, участвовать в судебных заседаниях и др.

По словам экспертов, для того, чтобы эта система заработала, необходимо в первую очередь подготовить законодательную базу. Иначе повторится ситуация с электронными билетами — когда авиакомпании и аэропорты потратились на их внедрение, однако от пассажиров еще долгое время требовалась бумажная версия для посадки на рейс.

«У нас в стране главным тормозом для внедрения биометрии в аэропортах является законодательство, которое предусматривает наличие человека на паспортном контроле. Если мы узаконим использование систем для пропуска пассажиров, то за крупными аэропортами дело не станет. Они финансируются серьезными холдингами и найдут средства, чтобы быстро перейти к цифровой идентификации пассажиров. Государство может ускорить этот процесс через субсидии и льготные кредиты», — считает главный редактор avia.ru Роман Гусаров.

По мнению спикера, технологических препятствий для этого не существует. Высокоточные системы, которые могут распознать личность человека по одному из биометрических показателей, уже работают в крупных аэропортах Евросоюза на внутренних рейсах. Работают они следующим образом: пассажир заходит в бокс, в котором система либо считывает сетчатку глаза, либо просит предъявить отпечаток пальца, либо произнести что-то. После сверки полученной информации с данными чипа паспорта она открывает дверь.

«Мы уже сейчас можем зарегистрироваться на рейс и сдать багаж без участия человека, а также пройти в чистую зону, приложив посадочный талон к сканеру. Функцию пограничника, который глазами сверяет изображение на экране и ваше лицо, может выполнять камера. А штамп о выезде из страны в паспорте можно заменить наклейкой, которую распечатает компьютер. Пожалуй, единственная процедура, которая пока не может обойтись без участия человека — это личный досмотр багажа и самого пассажира. Но и это можно минимизировать более технологичными сканерами. Я думаю, одним из факторов, который может ускорить процесс автоматизации, станет пандемия. Через сотрудников аэропорта в день проходят тысячи человек, поэтому минимизация контактов может быть одним из условий безопасного путешествия в постковидном мире», — подчеркнул эксперт.

Источник

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close